Профминимум
Профессиональная ориентация
Задача конкретная - за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий
для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.
В. В. Путин
Президент Российской Федерации
Профессиональная ориентация в школе – это целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния здоровья и потребностей развития общества, имеющая комплексный подход в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Цель профориентационной работы в школе:
- Оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- Выработка у обучающихся профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда, и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональное консультирование.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии и профиля обучения;
- Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям
10-11 классы:
- Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Курс профориентационных занятий
«Россия — мои горизонты»
В рамках занятий проходят профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др. Темы занятий:
- Приоритетные отрасли экономики и успехи в них
- Запрос на кадры
- Стратегия экономического развития страны
- Формирование ценностных ориентиров
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
№ |
Дата |
Классы - участники Профминимума (не зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») |
Классы - участники Профминимума (зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») |
Кол-во часов |
Ноябрь |
||||
9 |
2 ноября 2023 г. |
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) |
1 |
|
10 |
9 ноября 2023 г. |
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) |
1 |
|
11 |
16 ноября 2023 г. |
Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) |
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов |
1 |
12 |
23 ноября 2023 г. |
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) |
1 |
|
13 |
30 ноября 2023 г. |
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер- конструктор, электромонтер и др.) |
1 |
|
Декабрь |
||||
14 |
7 декабря 2023 г. |
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) |
1 |
|
15 |
14 декабря 2023 г. |
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) |
1 |
|
16 |
21 декабря 2023 г. |
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна» |
1 |
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
№ |
Дата |
Классы - участники Профминимума (не зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») |
Классы - участники Профминимума (зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») |
Кол-во часов |
Январь |
||||
17 |
11 января 2024 г. |
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) |
1 |
|
18 |
18 января 2024 г. |
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) |
1 |
|
19 |
25 января 2024 г. |
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) |
1 |
|
Февраль |
||||
20 |
1 февраля 2024 г. |
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) |
1 |
|
21 |
8 февраля 2024 г. |
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) |
1 |
|
22 |
15 февраля 2024 г. |
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) |
1 |
|
23 |
22 февраля 2024 г. |
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) |
1 |
|
24 |
29 февраля 2024 г. |
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) |
1 |
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
№ |
Дата |
Классы - участники Профминимума (не зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») |
Классы - участники Профминимума (зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») |
Кол-во часов |
Март |
||||
25 |
7 марта 2024 г. |
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) |
1 |
|
26 |
14 марта 2024 г. |
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) |
1 |
|
27 |
21 марта 2024 г. |
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) |
1 |
|
28 |
28 марта 2024 г. |
Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) |
1 |
|
Апрель |
||||
29 |
4 апреля 2024 г. |
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») |
1 |
|
30 |
11 апреля 2024 г. |
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») |
1 |
|
31 |
18 апреля 2024 г. |
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») |
1 |
|
32 |
25 апреля 2024 г. |
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») |
1 |
|
Май |
||||
33 |
2 мая 2024 г. |
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») |
1 |
|
34 |
16 мая 2024 г. |
Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна» |
1 |